Последнее путешествие из Галилеи

(Евангелие от Луки 9:51-56; 10:1-24)

По мере того, как приближался конец служения Христа, характер Его работы изменился. До сих пор Он стремился избегать огласки и не возмущать народ. Он отказывался от мирских почестей и быстро переходил с места на место, когда Его присутствие вызывало у людей чрезмерный восторг.
Но всё было иначе в Его последнее путешествие. Он оставил Иерусалим на время из-за враждебности священников и раввинов, а когда решил вернуться, то, нисколько не скрываясь, шёл дальним путём. О Его приближении возвещали так широко, как никогда раньше. Иисус «восхотел идти в Иерусалим». Единственным законом в Его жизни была воля Отца. В великом Божьем плане был назначен час, в который надлежало Ему отдать Самого Себя за грехи людей. И этот час должен был вскоре пробить. Он окончательно решился идти в Иерусалим, где Его враги давно уже замышляли лишить Его жизни. Теперь Он отдаёт её. Он твёрдо решил пройти через гонения, отречение, отвержение, осуждение и смерть. Он шёл туда, где надлежало принести великую жертву, и на это нужно было обратить внимание народа.
И Он «послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него». Но жители этого селения отказались принять Его, потому что Он направлялся в Иерусалим. Они поступили так, считая, что Христос отдавал предпочтение Иудеям, которых они ненавидели лютой ненавистью. Едва ли они осознавали, что закрывают двери своих жилищ пред самым лучшим Даром небес. Самаряне потеряли благословения из-за своих предубеждений и фанатизма.
Иаков и Иоанн, посланные в это селение, были раздражены тем, что Господь подвергся такому оскорблению. Придя к Христу, они передали слова самарян. Им казалось, что с Христом поступили крайне несправедливо, и, видя вдалеке гору Кармил, на которой Илия умертвил лжепророков, они сказали: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но каково было их удивление, когда они увидели, что своими словами ранили Иисуса. И ещё сильней они удивились, услышав обличение: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать». И Он отправился в другое селение.
Христос пришёл на землю не для того, чтобы заставить людей принять Себя. Он всегда являет милосердие, Иисус всегда стремился победить любовью.
Когда-то Иисус отправил на служение двенадцать, теперь же «избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти». Посылая семьдесят учеников, Он повелел им точно так же, как и двенадцати, не навязывать себя там, где их не будут принимать. «Если же придёте в какой город, — сказал Он, — и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: "и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие"». Они не должны были делать это в порыве негодования, но для того, чтобы показать, как страшно отвергать Господню весть или Его посланников. Отвергнуть вестников Господних — это значит отвергнуть Самого Христа. «Сказываю вам, — добавил Иисус, — что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому». И теперь Он мысленно возвратился в галилейские города, где прошла большая часть Его служения, и в глубокой скорби воскликнул: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида! Ибо, если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознёсшийся, до ада низвергнешься».
Этим торговым городам у Галилейского моря были предложены драгоценнейшие благословения неба. Изо дня в день Князь жизни проходил через них. Слава Божья, которую желали увидеть пророки и цари, освящала множество людей, которые следовали за Спасителем. И всё же они отвергли небесный дар и влияние Святого Духа и будут осуждены на небесном суде не потому, что заблуждались, но потому, что пренебрегли данными небом возможностями познать истину.
Подобно двенадцати апостолам, семьдесят учеников получили сверхъ-естественные способности как печать своей миссии. Выполнив поручение, они вернулись с радостью, говоря: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоём». Иисус ответил: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».
Картины прошлого и будущего предстали пред Иисусом. Он видел Люцифера, когда тот был изгнан из небесных обителей. За Голгофским крестом с его позором и мучениями Иисус видел великий последний день, когда князь сил поднебесных найдёт свою погибель на земле, веками обезображенной в результате его восстания. Иисус видит, что зло будет навсегда искоренено, и мир Божий воцарится на небе и земле. С этого времени последователи Христа должны были смотреть на сатану, как на побеждённого врага. На кресте Иисусу предстояло одержать победу за них, и Он хотел, чтобы они приняли её как свою победу. «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам». Иисус добавил: «Однако же тому не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Не радуйтесь, когда вы чувствуете свою силу, чтобы не утратить зависимость от Бога. Когда мы осознаём свою слабость, мы учимся полагаться на силу свыше. Апостол Павел говорит: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Коринфянам 12:10).
Видя, что ученики осознали торжественность момента, Иисус «возрадовался Духом» и сказал: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение…всё предано Мне Отцом Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, [не знает никто], кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Хотя мудрые и благоразумные, чья мудрость превозносится всеми, не познали истины, но она была открыта простым людям — и это радовало Иисуса.
Медленно продвигаясь из Галилеи в Иерусалим, Христос во всей полноте преподавал истину. Народ жадно внимал Его словам. В эти последние месяцы Своего служения Христос рассказал много притчей. Ученики получили драгоценнейшие наставления. Ученики не могли полностью понять значение этих наставлений. Но после сошествия Святого Духа, когда они во имя Господа вышли на проповедь, когда они встретились с поношением, лишениями и преследованием, они часто ободрялись, вспоминая слова, сказанные Им во время этого последнего путешествия.

По книге Е. Уайт
«Желание веков»
подготовила Ирина Беднякова

 

Кости пророка

Антиминс, ковчежец, рака, табернакль, реликварий… Большинству людей эти термины ничего ровным счетом не говорят, и только немногие угадают в них предметы религиозного культа. Все они — МОЩЕВИКИ — ёмкости для хранения останков людей, почитаемых святыми. Но если термины и неизвестны, то сама практика почитания останков святых распространена чрезвычайно.
Об особом сакральном значении этого культа красноречиво свидетельствуют факты. Любой православный храм содержит мощи, полагаемые в нем при его основании и освящении. Это правило столь строго, что епископ, осмелившийся освятить храм без мощей, подлежит анафеме. Под престолом, что в середине алтаря храма, помещен ковчежец с человеческими останками, сам же престол, который служит столом для евхаристии, покрыт специальным платом — антиминсом — в который также вложены кусочки мощей. Считается, что таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Христа происходит только на нем.
Мощевики можно обнаружить в иконах, крестах*1. Такая практика объясняется глубокой убежденностью в том, что останки святых обладают чудотворными свойствами, и именно поэтому они не подвержены тлению. Подобные верования породили самые неожиданные чины поклонения. Так, например, в соборах Московского кремля вплоть до 1917 года после часов Великой Пятницы на середину храма выносились все мощи, и совершалось их омовение. По окончании обряда, воду омовения как великую святыню раздавали клирикам и знатным лицам, а присутствовавшие в храме окроплялись ею*2.
История не терпит оптимизма. Всевышний призывает человека «все испытывать, хорошего держаться» 1Фес 5:21. Особое благоговейное отношение к останкам великих людей наблюдается в самом широком историческом срезе. Под разной мотивацией этот древний культ обнаруживал себя в древнем Египте, с его пирамидами-гробницами, в буддизме, в атеизме с его ленинским мавзолеем, в культе предков восточных славян. Известная поговорка «перемывать кости» происходит от языческой практики выкапывания покойника спустя год после его смерти и промывания его костей*3. Свое отношение к этой практике Библия выражает чётко и недвусмысленно: «Всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа» Числ 19:11,13. Пренебрежение этим простым санитарным правилом породило массу проблем, и не только в области здоровья. После официального закрепления практики почитания мощей — побочные эффекты этой формы фетишизма стали проявляться повсеместно. Кража мощей, их фальсификация, тайное мумифицирование, бизнес на суеверии — вот только некоторые из них. А вот примеры: На сегодняшний день известно нахождение 11 указательных пальцев руки Иоанна Крестителя, а также ШЕСТИ (!) его голов*4; на протяжении столетий и русские цари, и синод российской церкви пытались остановить последствия фальсификации мощей*5; по отчёту наркомата юстиции РСФСР 1920 года о вскрытии мощей — ни в одном из официально запротоколированных случаев вскрытия и исследования гробниц не было обнаружено ни одного действительно нетленного тела*6.
Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства) всегда был визитной карточкой язычества, а вера в реликвии всегда была сильнее самых очевидных разоблачений. Таково суеверие в его сути. Оно абстрагировано от здравого смысла, лишено авторитетного основания, первоисточника, и основано на чувственном опыте.
Хотя отдельные примеры почитания мощей историки находят уже во 2 веке н.э. эта практика была официально закреплена лишь в 787 году на седьмом соборе. Основание под этот культ было подведено такое: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает»*7. Хотя такое заявление напрочь лишено библейского основания, все же нашлись люди, которые связали культ мощей с известным библейским эпизодом, произошедшим в 835 г. до н.э. «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер… И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» 4Цар 13:14,21. Делегатам собора не помешали ни санитарное правило книги Чисел, ни ясный смысл второй заповеди Исх 20:4-6 — и этот случай стал эксплуатироваться как едва ли не единственный аргумент. Но почему же Господу было нужно избрать такой способ для воскрешения человека? Слово Господне обходит молчанием личность человека, пережившего чудо воскрешения, но этот эпизод является последним упоминанием о личности пророка Елисея в Ветхом Завете. Поэтому дело именно в нем. Знакомство с этим библейским персонажем открывает интересную неординарную личность, с такими характерными чертами как порывистость, целеустремленность, резкость, посвященность делу, неординарность. Эти штрихи к его портрету становятся очевидны при изучении ряда сюжетов с его участием.
3Цар 19:19-21. История о призвании Елисея, о его решительном действии в ответ на призыв к пророческому служению. Особый колорит его личности открывает тот момент, когда Елисей сжигает свой плуг и жарит на нем мясо тянувших его животных. На такое решительное сжигание мостов способен не каждый.
4Цар 2:1-12. Сюжет о передаче полномочий от Илии к Елисею. К решительности нашего героя прибавляется еще и уникальная целеустремленность с изрядной долей максимализма: «И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне» (ст.9).
4Цар 2:23-24. Очень грустная история о том, как несколько десятков семей пытались опознать рваные куски своих малых чад, проклятых молодым пророком. Нетрудно представить, какая народная «слава» сопровождала Елисея в течение всей жизни. Примечателен факт Писаний — в течение последующих лет служения Елисей еще неоднократно сталкивается с детскими и молодежными бедами, где вынужден даже временами против своей воли выполнять для них спасительную миссию. Но выводы здесь очевидны: 1) Пророки тоже люди; 2) Полномочия данные свыше есть и великая ответственность и средство воспитания.
4Цар 5:1-6:23. Два сюжета об исцелении сирийского «генерала» и помиловании Елисеем сирийской армии. Эти истории стали еще двумя поводами для людской молвы, для которой поступки пророка выглядели более чем странно. Аура непонятности, подозрений в предательстве с особой силой проявилась вокруг его личности.
Таков был библейский пророк — человек, призванный Богом. Но было еще нечто, о чем нельзя умолчать. Это деятельность пророка. Историческая канва тех событий такова…
Северная часть некогда великого и единого Царства Давида находилась в глубоком кризисе. Оставалось только полвека до момента их завоевания. Еще не оправившись от духовной разрухи в правление нечестивой Иезавели, Израиль вот-вот должен был ступить на последний путь своей истории в правление развращённого Иеровоама II, при котором большая часть Авраамова наследия прекратила существование, превратившись позже в иной народ под именем самаритян. Эта ассимиляция была неизбежна, поскольку была Господним гневом за отступничество. Но исполненный милости Бог всегда дает шанс. Эта незаслуженная милость была передана через пророков Илию и Елисея и заключалась в основании ими духовных учебных заведений для молодёжи Израиля — пророческих школ для тех, кому еще интересна истина. Всевышний не мог уже спасти умерший в идолопоклонстве Израиль, но Он мог посеять семена в молодежь, в надежде, что однажды они взойдут и заколосятся урожаем на духовных нивах. Это был весьма верный шаг. Когда Иисус Христос был в Самарии, он отметил это словами: «посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» Ин 4:35. В этой работе пророк Елисей играл ключевую роль. Своим личным участием, связями с царским двором, своим влиянием и миротворчеством он способствовал развитию этого важнейшего начинания — духовного образования и воспитания, и Всевышний не мог допустить, чтобы дело Божье умерло вместе с Елисеем. А такая угроза была!
Об обстоятельствах смерти пророка Писания говорят: «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер» 4Цар 13:14. Библия обращает внимание на смертельную болезнь пророка. Подобные болезни считались признаком особых Божьих проклятий, и в совокупности с известностью Елисея, неординарностью его личности, его репутацией в народе могли составить очень взрывоопасную смесь, которая могла уничтожить под корень все начинания Божьи, в которых пророк принимал участие. Статус кво нужно было срочно менять. И в этот момент, Небесный Бог избирает способ, который мгновенно становится известным в массах и окончательно подтверждает особую избранность Елисея и, конечно же, статус пророческих школ, им организованных. 
Кроме этого, эта история о воскрешении в Библии рассказана в контексте диалога уже больного Елисея с израильским царем Иоасом(см. 4Цар 13:14-19). Последний, будучи человеком слабохарактерным и малодушным, воспринимал предстоящую кончину Елисея с нескрываемым ужасом, предчувствуя свое бессилие перед царской ответственностью за безопасность государства. Пророк, как мог, поддерживал царя при жизни. Вероятно, провидению Божьему было нужно, ради продления мира в умирающем отступническом северном израильском царстве, поддержать руки Иоаса и после смерти пророка. И лучше способа напомнить о непреходящем пророческом слове Елисея, небо не нашло. Библия сообщает, что это чудо воскрешения, сотворенное Всевышним (а не костями!) произошло спустя несколько месяцев как раз в тот момент, когда «полчища Моавитян пришли в землю» 4Цар 13:20-21. Это было сильнейшим стимулом для Иоаса к выполнению своих обязанностей. А то, что чудо вызвал Бог, а не кости, подтверждают ясные тексты Писания: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» Ин 5:26; «Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие» 1Тим 6:15-16. Никто (и тем более НИЧТО!), кроме Бога не имеет незаимствованной жизни, которой можно еще и делиться.
Но это чудо не породило культа мощей ни в те времена, ни в последующие 900 лет. Он возник много позже, как плод политики конформизма (соглашательства с укоренившимися в народе обычаями), практикуемой средневековой церковью, так, что библейские тексты стали толковаться в угоду этой политике.
Корень проблемы почитания мощей в том, что этим подменяется объект поклонения. Иисус предельно ясно выразил свое отношение к людским останкам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» Мф 23:27. Слово Божье заверяет, что Христос обитает лишь в живом сердце (см. Ис 38:19; Ис 57:15; 1Кор 3:16); и что Его милость (благодать) в жизни отдельного человека и истории открывается постепенно, поступательно, от меньшего к большему. Текст Библии: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» Ин 1:16 раскрывает, как Всевышний сначала явил свою милость в Своем Законе, затем — в Иисусе из Назарета, показавшем пример верности, а затем в даре Святого Духа, сделавшем верность заповедям — реальностью для простого человека. В этой цепочке раскрытия Божьей милости — ЗАКОН, ИИСУС, СВЯТОЙ ДУХ, прибавка такого более позднего звена (от 787 года), как СВЯТЫЕ МОЩИ — выглядит, мягко говоря, абсурдно.
В свободном обществе каждый волен выбирать собственную веру. При этом нужно помнить, что небольшое отклонение в доли градуса в определении азимута — даст в конце пути отклонение в огромных величинах. Поэтому, дорогой читатель, веря в Бога, ты можешь быть уверен в истине только тогда, когда сверяешь все мнения с единым непререкаемым авторитетом — Библией, Божьим Словом. Если только к цепочке авторитетов поступательного раскрытия истины ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — НОВЫЙ ЗАВЕТ ты не прибавляешь финальным звеном ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ТРАДИЦИЮ или что-то еще. Но это уже другая тема…

Рустем Мухаметвалеев

 

Третья заповедь

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Имя Божье свято
Первая заповедь Божьего Закона учит: главное место в нашей жизни мы должны отдавать Богу. Вторая заповедь говорит, что никакое изображение или вещь не должны быть объектом нашего поклонения. Третья заповедь учит, с какими чувствами, почтением, смирением и уважением мы должны совершать служение и относиться к Богу. «Цель этой заповеди в том, чтобы величие Господнего имени хранилось нами как неприкосновенное святое», — писал Жан Кальвин.
Имя Божье свято. «Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!» — сказал псалмопевец (Псалом 98:3), поэтому и использовать это имя нужно свято — в мыслях, словах и делах.
В первую очередь, важно обратить внимание на то, к какому имени мы должны относиться свято. Часто особое значение придают одному из имён Бога, которое звучит на еврейском языке как Яхве, или Иегова. В жизни мы используем различные имена, но наиболее часто — общее название Высшей Силы: Бог. На основании Священных Писаний как Ветхого, так и Нового Завета, под словом «Бог» христиане подразумевают три личности — Отца, Сына Иисуса Христа и Святого Духа. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (Иисус Христос — прим. автора) и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоанна 5:7). Поэтому мы должны относиться с уважением к Богу Отцу, Сыну Иисусу Христу и Святому Духу.
Каким образом люди могут нарушать третью заповедь?
Эта заповедь нарушается наиболее часто. И нарушать её могут даже те, кто поклоняются Богу, причём даже во время поклонения. При этом можно выделить три основных ситуации.
1. Непочтительное упоминание имени Бога. Употреблять имя Божье с уверенностью можно только для Его прославления, общения с Ним, а также для наставления других в познании Бога и Его любви. Все другие упоминания являются легкомысленными и свидетельствуют о неуважении к этому имени. Божье имя не может быть предметом шуток, увеселительных притч и др. К сожалению, в прессе, кино, театре мы часто видим неуважительное отношение к имени Бога, нередко даже с насмешкой. Личность Бога подчас становится действующим лицом анекдотов, смехотворных притч и других подобных рассказов. Ругательства, пошлые разговоры не должны иметь места в жизни тех, кто называет себя христианином. Поэтому давайте следить за тем, что мы говорим, для чего употребляем имя Божье. 
В обществе существуют определённые правила общения. Например, не принято ругаться в обществе женщин, неуважительно относиться к руководителям страны. Это хорошо, что мы проявляем уважение к себе подобным. Но как печально смотреть, когда человек проявляет большее уважение к сотворённому существу, чем к Творцу! Кто-то может сказать: «У меня такой характер — люблю шутки!» Но мы должны понять: произнося имя Бога напрасно, мы тем самым согрешаем, а последствием любого греха является смерть, вечная смерть. Поэтому сдержанность в этом вопросе немаловажна, ибо «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Священное Писание сообщает нам, что небесные ангелы закрывают своё лицо в почтении Богу, когда произносят Его имя (Исаии 6:2, 3).
2. Употребление имени Бога без смысловой нагрузки. Не приходилось ли вам слышать слова: «О, Боже! Как красиво вы сегодня выглядите!» — или подобные выражения? Используя, на первый взгляд, безобидное «о, Боже», разве не произносим мы Его имя под воздействием чувств, и есть ли в этом смысловое значение? Словарь русского языка С. И. Ожегова даёт такое определение слова «боже»: «Междометие. Выражает удивление, восторг, негодование и т. п.». Люди часто произносят также: «ей-богу», «ради Бога» и др. Получается, что имя Бога мы приравниваем к выражениям «ох», «ах» и т. д. Это и есть употребление святого Божьего имени всуе. 
Таким образом, некоторые нарушают эту заповедь даже во время поклонения Богу, например в молитве. Как это происходит? Обратите внимание на молитву Господню «Отче наш». Сколько раз Иисус употребил имя Бога в ней? Ни одного раза. А в молитве, которую произнёс Иисус Христос в последние дни Своего служения на земле (Иоанна 17)? Один раз. Но в наших молитвах мы часто употребляем имя Бога просто для связки слов, что является неуважением по отношению к Его имени. Никогда имя Божье не должно произноситься легкомысленно и бездумно. Даже в молитве мы должны избегать частого и ненужного повторения. 
Многие люди никогда бы не использовали имя Божье напрасно, если бы осознавали значение произнесённых слов. Бог прощает грехи, которые мы совершаем по неведению, но в то же время мы не можем получить прощения грехов, если сознательно нарушаем Божьи повеления. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17).
3. Когда наша жизнь не соответствует Тому, Чьим именем мы себя называем. Это одна из самых распространённых причин нарушения третьей заповеди: люди являются «христианами» только по названию, но продолжают жить во грехе, тем самым позоря святое имя Бога. Некоторые современные богословы переводят третью заповедь с древнееврейского языка дословно, и тогда она может звучать так: «Не прилагай имени Господа, Бога твоего, к ничтожному (или ко лжи)». Или ещё один перевод: «Не носи имя Господа Бога твоего лживо». Как понимать выражение «носить имя Бога»?
Каждый верующий в Бога в любом месте является представителем Бога. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди [взятые] в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», — писал апостол Пётр (1 Петра 2:9). Верующие в Господа своей жизнью представляют характер Божий окружающим людям. Как мы живём, какие отношения у нас с соседями, родственниками, друзьями — по нашей жизни, нашему поведению окружающие люди судят о характере Бога, Которому мы служим. И люди больше смотрят на нашу жизнь, а не на слова. Если мы называемся христианами, но наша жизнь не соответствует учению Христа, то мы носим Его имя лживо. 
Когда мы называем себя христианами, берём небесную фамилию, тогда нашей обязанностью становится поддерживать высокую честь Его святого имени. Если мы не живём в гармонии с принципами Священного Писания, то это и есть употребление святого имени напрасно, т. е. нарушение третьей заповеди.
Сюда можно отнести и те случаи, когда люди говорят неправду, подкрепляя её клятвой и при этом упоминая имя Божье. Или могут лицемерно давать обещание что-то исполнить, упоминая имя Господне, но не сдерживают своё обещание. Нельзя использовать имя Господне ради злых или эгоистических целей, а также для колдовства, гадания, знахарства, проклятия и др. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего», — учил Господь Свой народ (Левит 19:12).
Подумайте о чистоте и святости Бога, чтобы ваше сердце наполнилось сознанием Его величия и благородства. Произносите Его святое имя с благоговением и торжественностью. К этому призывает нас Господь словами третьей заповеди.

Мирон Вовк


 

Поэзия

Прозрение

Когда Христа в претории судили,
Когда народ «Распни Его!»,- кричал,
Валялся я тогда, в греховной пыли,
Мне было все равно, и я молчал.

Когда Его вели, когда плевали,
Под тяжестью креста, когда стонал,
Вбивали гвозди, от земли подняли…
Мне было все равно, и я молчал.

И когда уксус с желчью подавали,
Он пить хотел, от жажды умирал,
Чтобы не рвать хитон, жребий  бросали…
Мне было все равно, и я молчал.

Но вот, когда Он поднял к небу очи,
Когда в молитве к Богу Он взывал,
«Не знают что  творят  прости им, Отче!»
Я понял, обо мне Он умолял.

Молил Он о бездушных, малодушных,
О тех, Его кто дерзко распинал.
Я был невеждой, во делах насущных,
Но я прозрел и к Господу воззвал.

«Прости меня, прошу, Великий Боже!
За то, что равнодушно я молчал,
За то, что беззаконий мерзких ложе,
Когда-то безрассудно разделял.

Да, грех велик мой, я об этом знаю,
Но можешь Ты, очистить и спасти,
Чтоб мог идти, по жизни прославляя,
Тебя Спаситель на своём пути.

                            Анатолий Домбай